Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Основные принципы питания дошкольников

По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от организации медицинской службы, столько же приходится на генетические особенности, а 70% определяется образом жизни и питанием. Неправильное питание – как недостаточное, так и избыточное, – одинаково вредно отражается на здоровье взрослых и детей.
Это может выражаться в ухудшении физического и умственного развития, в снижении сопротивляемости организма воздействию различных факторов внешней среды, понижении работоспособности. Поэтому для полноценного развития, сохранения и укрепления здоровья ребенка родителям необходимо тщательно следить за его питанием:

  • оно должно быть сбалансированным настолько, чтобы включать в себя все необходимые для правильного роста ребенка вещества;
  • для того, чтобы питание дошкольников не спровоцировало полноту, все чаще встречающуюся даже у самых маленьких, необходимо следить за его калорийностью;
  • важно соблюдать режим, при котором у ребенка будут четыре полноценных приема пищи, три, из которых, должны обязательно включать в себя овощи или фрукты, а также горячее блюдо.

Продукты, необходимые в рационе питания ребенка

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, кролика, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки ( не чаще 1-2 раза в неделю предпочтительно говяжьи). Субпродукты служат источником белка, железа, витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рeкомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Яйца куриные – в виде омлетов или в вареном виде являются источником животного белка. Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Дополнительно при наличии финансовых возможностей в питании детей могут использоваться икра осетровая и лососевая зернистая (не чаще 1 раза в 2 недели), рыба соленая красная (не чаще 1 раза в 2 недели), тропические фрукты (киви, манго и др.) - с учетом индивидуальной переносимости.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можете готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как в них содержится много экстрактивных веществ. Лучше всего тушите и запекайте блюда в духовом шкафу.

Не рекомендуются перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положите в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и высокими фитонцидными свойствами (способностью сдерживать рост болезнетворных микробов). Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

Домашние животные и здоровье ребенка

Домашние животные являются частью жизни многих детей. Ребенок, который научиться ухаживать за своим животным, будет с ним добр и терпелив, получит бесценный опыт и научится относиться к людям таким же образом. Однако животное в доме приносит не только радость общения, но и определенное количество проблем, связанных, прежде всего, со здоровьем ребенка.

Укусы и царапины.

Маленькие дети (до 3-4 лет) не могут контролировать свои эмоции и невзначай могут обидеть животное: ткнуть пальцем в глаз, потянуть за хвост, забрать еду, да и просто ради забавы спустить с лестницы на грузовике. Рано или поздно любое, даже самое миролюбивое животное ответит агрессией на агрессию. Нельзя позволять ребенку плохо обращаться с животным, даже если он делает это не сознательно.

Необходимо объяснять, показывать своим примером, как нужно относиться к братьям нашим меньшим. В свою очередь и животному нужно дать понять, что он в безопасности, его любят и не причинят вреда, в противном случае животное может со временем отомстить. Безответственное отношение к животному повредит и ребенку и животному. Если все же конфликт состоялся и ребенка поцарапали необходимо обработать рану зеленкой или перекисью водорода. Можно использовать и другие средства, обладающие выраженным антисептическим, противовоспалительным и анальгезирующим действием, например, малавит. Выпускается в виде геля и раствора. Пользоваться раствором очень удобно. Малавит замечательно дезинфицирует, поэтому его можно с успехом применять при нарушении целостности кожных покровов, например, можно приложить тампон с препаратом на ссадину, царапину, порез. После применения этого средства о царапинах забудете через час.

Если ребенка еще и укусили, то лучше обратиться в больницу, после оказания ему первой помощи. В больнице ребенку сделают промывание раны изотоническим раствором хлористого натрия – это абсолютно безболезненная процедура. После чего назначается курс антибиотиков, так как могло произойти заражение анаэробными бактериями, стафилококком.

Во избежание подобных случаев, дети должны находиться под присмотром родителей, когда общаются с животными.

Аллергия на домашних животных – это наиболее распространенный вид аллергической реакции в мире, и наиболее часто возбудителями аллергии являются кошки и коты – в два раза чаще, чем собаки. Аллергия на кошек появляется независимо от длины шерсти кота. У разных людей могут проявляться один или несколько симптомов аллергии на кошек:

  • насморк или заложенность носа;
  • чихание;
  • раздражительность или слезливость глаз;
  • проявления, аналогичные симптомам астмы, – кашель, хрипы, одышка;
  • покраснение кожи на том месте, где кот поцарапал, укусил или лизнул.

Проявление симптомов различно: они могут проявиться как сразу после контакта с котом, так и спустя несколько часов. Доказанным фактом является то, что постоянный контакт детей с аллергенами может оказаться полезным, и признаки аллергии в дальнейшем может не появиться. Однако если у ребенка есть предрасположенность к аллергии на кошек и при контакте проявляется какой-либо из симптомов, лучше оградить его общение с животным.

Возможность заражения. Микробы, переносимые домашними животными, могут стать причиной серьезных заболеваний, в том числе лямблиоза и глистной инвазии.

Поэтому:

  • мойте лапы домашних животных после того, как они побывали на улице, не забывайте обрабатывать ванну дезинфицирующим средством;
  • не позволяйте животным заходить в детскую, играть с малышом без присмотра, играть его игрушками;
  • если в доме есть кошка или собака, чаще протирайте пол дезинфицирующим средством;
  • регулярно дезинфицируйте полотенца, которыми вытираете животных.

Не забывайте, что все микробы приходят в дом с улицы. Основным источником распространения болезнетворных микроорганизмов на улице служат домашние питомцы и их «неожиданности», болеющие или недавно переболевшие дети.

Поэтому:

  • мойте руки после прогулки- это самый простой способ уберечь кроху от неприятностей;
  • во время прогулки следите, чтобы Ваш ребенок поменьше играл игрушками других детей;
  • дезинфицируйте колеса коляски и то место, где она стоит. Помните: малыш ползает по всей квартире, пробуя все «на зубок»;
  • возвращаясь с прогулки, мойте игрушки раствором дезинфицирующего средства; главное, чтобы средство было безопасно для здоровья ребенка;
  • выделите отдельное место для уличных игрушек и стерилизуйте его время от времени.

И помните: игрушки — только для игр на улице! Выделите для них отдельное место и хотя бы раз в неделю протирайте их раствором дезинфицирующего средства, потому что вместе с ними мы приносим в дом микробов, в том числе и глистов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков малыша

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее. Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться.

По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Маленькие дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании культурно-гигиенических навыков большую роль играет личный пример взрослых . Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать — так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

У каждого ребенка дома должно быть индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка, кружка для полоскания рта. Следует разъяснять детям содержание того или иного гигиенического правила и важно его соблюдать.

В семье, где взрослые следят за порядком, и дети быстрее овладевают необходимыми гигиеническими навыками.

Большое внимание надо уделять воспитанию у ребенка навыков культурного поведения за столом.

Дети 3-х летнего возраста должны уметь: самостоятельно и аккуратно есть, не крошить хлеб, держать правильно ложку, после еды вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. Нельзя разрешать детям есть на улице грязными руками, в варежках.

На данной возрастной ступени дети активно овладевают процессом одевания и раздевания: они учатся снимать, надевать рубашки, штаны, платья, кофты, пальто, колготки и др., застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, развязывать и завязывать шнурки на обуви. В этом возрасте нужно приучать детей и дома не входить в пальто в комнату, а сразу при входе его снимать и вешать на вешалку. Говоря о необходимости развивать привычку к самоорганизованности, необходимо заметить, что родители должны требовать, чтобы дети убирали после игр и занятий на место игрушки, альбом, книги и т.д.
Следует создавать необходимые условия для закрепления навыков, привычек и, наоборот, устранять все то, что может препятствовать их формированию, например, надо, чтобы мыло и сухое полотенце всегда были в определенном месте, откуда ребенок мог бы их легко взять. Нужно поддерживать интерес детей к освоению данных навыков, следить, чтобы они изо дня в день выполняли все требования, помогать им не только непосредственным показом, но и словом.

Например, для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки или причесываться, можно использовать короткие стишки или загадки:

  • Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расческа)
  • Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит (зубная щетка)
  • Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое, всегда под рукою – что это такое? (полотенце)
  • Ускользает как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне (мыло)

В более старшем возрасте воспитательный эффект может быть достигнут с помощью чтения таких детских литературных произведений как : «Федорино горе», «Мойдодыр» и пр.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля.

При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.

То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли. Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

Хочется еще раз подчеркнуть, что культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков в семье и ДОУ может привести к их быстрой утрате.

Памятка для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков:

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Проявляйте терпение, дайте ребенку возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте фольклор, личный пример.
  • Моделируйте игровые ситуации.
  • Побуждайте положительные эмоции при выполнении того или иного действия.

Грипп. Чем опасны мифы о гриппе?

Прежде всего тем, что заболевший человек не получает грамотного лечения вовремя и рискует дождаться осложнений. В разгар эпидемии гриппа и ОРВИ мы часто слышим советы «бывалых» — как поступать, чем уберечься и чем лечить вирусную напасть. Увы, довольно часто от этих знаний сплошной вред. Давайте разберемся, каким мифам точно не стоит доверять.

Миф 1. Надо повсюду носить медицинскую маску.

На самом деле. Маска в отношении вирусов неэффективна, так как их размер гораздо меньше отверстий маски. Против бактерий маска эффективна только в течение 2-3 часов после того, как вы вытащили ее из упаковки. По истечении этого времени сама маска превращается в рассадник инфекции. Кроме того, доказано, что вирус гриппа чаще всего проникает в наш организм не с вдыхаемым воздухом, а с немытых рук, когда мы трогаем лицо или глаза.

Миф 2. Быстро вылечить грипп помогут антибиотики.

На самом деле. Грипп вызывается вирусом, а антибиотики способны уничтожать только бактериальную инфекцию. Против вирусов они абсолютно бесполезны. Справиться с вирусом можно только противовирусным препаратом, например содержащим римантадин.

Миф 3, Гриппом болеют все, в нем нет ничего страшного!

На самом деле. Порог летального исхода при гриппе составляет в среднем 5%. Если игнорировать болезнь и переносить ее «на ногах», можно получить осложнения, например поражение сосудов и капилляров или пневмонию. Поэтому важно во время гриппа и ОРВИ защитить сосуды с помощью ангиопротекторов, например рутозида и препаратов кальция, и обеспечить бесперебойное поступление в организм антиоксидантов. Лучший выбор для поддержки иммунитета во время гриппа — витамин С.

Миф 4. Если при гриппе постоянно сбивать температуру и капать в нос, то можно не менять привычного образа жизни.

На самом деле. Постоянно сбивая температуру и принимая другие препараты для симптоматического, лечения (например, обезболивающее для уменьшения ломоты в суставах), вы не только перегружаете больной организм лекарствами и загоняете инфекцию внутрь, но и не даете вашей иммунной системе начать самостоятельную борьбу с вирусом. Кроме того, стоит знать, что безопасная доза жаропонижающего препарата парацетамола — всего 325 мг, и принимать ее можно не чаще 2-3 раз в сутки.

Миф 5. От отечности носа во время гриппа никуда не деться — надо просто запастись носовыми платками.

На самом деле. Отеки носоглотки чреваты кислородным голоданием организма. Бороться с ними лучше с помощью антигистаминных препаратов. Один из самых проверенных — лоратадин.
Ну а для того, чтобы на время болезни не превращать свою квартиру в аптечный склад, выбирайте средства, сочетающие сразу все необходимые компоненты, — и противовирусное вещество, и противоотечное, и защищающее сосуды, и жаропонижающее, и витамин С. Например, «АнвиМакс», в котором все перечисленные компоненты оптимально сбалансированы.

А лучше всего — просто не болейте!