Консультация воспитателей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 г.Белгорода

Тел.: +7(4722)551-947 (заведующий)  
Тел.: +7(4722)551-947 (вахта)

308019, город Белгород, ул. Горького, 36.  На карте

Консультацию подготовили

воспитатели средней группы

Шульженко Н.В.

Андреева М.П.

 

В данной статье вы узнаете в каких продуктах содержатся витамины для детей и степень их влияние на здоровье ребенка. Помните - витамины ребенку очень важны для его развития!

Лучший источник уже "готовых"витаминов(таких как А, витамины группы В, С, Е и других), а также провитаминов (например, каротина, который в организме превращается ввитамин А) -это натуральные пищевые продукты. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок ежедневно получал только самую полезную еду.

Продуманный рацион

Хорошо, если вы всегда очень серьезно относитесь к составлению меню для ребенка и всех членов вашей семьи. Если вы в любое время года не представляете себе обед без салата из овощей, борщ без свежей зелени, а белому батону предпочитаете ржаной или цельнозерновои хлеб, то не сомневайтесь: вы питаетесь правильно. Только надо помнить, что рацион должен быть сбалансированным. Очень полезную телячью печень можно употреблять не более одного раза в неделю. Шпинат диетологи тоже не советуют готовить каждый день. И таких примеров множество.

У вашего малыша все в порядке с гемоглобином? И проблемы с пищеварением нам не знакомы? Отлично! Тогда просто поддерживайте здоровье ребенка с помощью полезных продуктов.

СЫР.Кисломолочные продукты нужно употреблять каждый день. Кефир, йогурт, творог, сыр способствуют укреплению иммунитета, обогащают организм витаминами А, В2 и микроэлементами. А еще это хорошая профилактика дисбактериоза.

МЯСО.Ни из одного продукта питания малыш не получит такого количества животного белка, нужного набора аминокислот и железа, как из мяса. Запомните: ребенок не должен быть вегетарианцем! ! Регулярно давайте малышу нежирное диетическое мясо: кролика, индейку, телятину или говядину.

ЯЙЦА.В зимнее время года ребенку необходимо восполнять недостаток витамина D, ведь солнце выглядывает пока еще редко. Найдите продукты, богатые этим витамином. В желтке куриного яйца содержится то, что нужно крохе. Если у него нет аллергии на яйца, давайте по одному желтку в день, если ему уже исполнился год.

МАСЛО.Достаточно всего 3-5 г сливочного и растительного масла в день, чтобы обеспечить организм малыша витаминами A, D, Е, моно- и поли ненасыщенными жирными кислотами. Они помогают его росту и развитию, защищают от микробов и инфекционных заболеваний. Малышу нужно давать сливочное (с содержанием жиров не менее 72,5 %) и растительное (оливковое, кукурузное, подсолнечное, соевое) масло. Добавляйте их в каши, салаты, первые блюда.

СВЕКЛА.Круглый год этот овощ не утрачивает своих полезных свойств. Свекла содержит витамины (С, Вр В2, РР), микроэлементы (железо, калий), пектины. ! Давайте крохе свеклу в сыром, в вареном и печеном виде. Она полезна для работы сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

КАПУСТА.Существует много разновидностей капусты: белокочанная, красная, цветная, брюссельская, пекинская, брокколи. И каждая из них хороша по-своему. В ее составе много углеводов, минеральных солей, витаминов и клетчатки. ! Старайтесь давать ребенку капусту в сыром виде - так от нее больше пользы.

ОРЕХИ.В этом лакомстве содержится много незаменимых полиненасыщенных жирных и аминокислот. ! Минеральные соли плюс витамины (А, Е, С и группы В) - поистине звездный состав! Такие компоненты очень важны для развития крохи. Однако помните, что давать орехи можно детям не ранее 3-летнего возраста, а детям-аллергикам и вовсе не стоит.

МАНДАРИНЫ.Цитрусовые - ценный источник каротина, витамина С, органических кислот. Все они улучшают пищеварение, обладают бактерицидным и противовоспалительным действием. А кроме того, они сладкие и вкусные.

КИВИ.Считается, что в состав этих фруктов входит очень большое количество витамина С (один плод содержит суточную норму). ! Маленьким детям нежелательно давать плод вместе с косточками. Аккуратно убирайте их.

КАЛИНА.Целебная ягода восполняет потребность детского организма в натуральных сахарах, провитамине А и микроэлементах.

ХУРМА.Фрукт с терпким вкусом славится сочетанием витаминов А, С и микроэлементов: йода, железа, марганца и калия. К тому же плод эффективен при кашле и простуде. Хурма полезна для полноценной работы щитовидной железы.

Витамины Действие Симптомы нехватки Симптомы избытка Источники
А

Влияет нацвето- и световосприятие,

скорость роста и правильное развитие костной системы. Ускоряет регенерацию слизистой, повышает сопротивляемость к болезням дыхательных путей.

Куриная слепота. Сухость конъюнктивы и кожи. Замедленный рост. Отсутствие аппети­та, рвота, головная боль, желтоватая окраска кожи. Светобоязнь. В видеретинола: рыбий жир, печень масло, жирные сыры, яйца " провитаминов, в основномбета-каротина: фрукты и овощи желтого и красного цвета,
В1

Играет основную роль в углеводном обмене. Улучшает умственную деятельность. Отвечает за зрение.

Недостаток на протяже­нии длительного време­ни вызывает атрофию мышц.

Нельзя передозировать. Дрожжи, орехи и бобовые. Больше всего - в зерновых (темный хлеб, каши и продукты с отрубями).
В2

Принимает участие в обмене веществ. Влияет на процесс роста. Помогает поддерживать в здоровом состоянии кожу, волосы и ногти. Очень важен для зрения.

Задержка роста, сухость губ, образованиезаед, закисание глаз, Возмож­но и ухудшение зрения Нельзя передозировать. Молоко, твердые сыры, зерновые продукты, ли­стовые овощи, мясо, печень, рыба, яйца и дрожжи.
В6

Необходим для выработки антител и красных кровяных телец. Обеспе­чивает правильное функционирова­ние нервной системы, предупрежда­ет малокровие. Значительно повы­шает иммунитет.

Частые раздражения на коже и воспаление ро­товой полости, наруше­ние нервной системы, Малокровие. Онемение рук и ног. Яйца, картофель, стручковые овощи, проросшая пшеница и отруби. Довольно много в арбузе, банане, ин­жире, изюме.
В9

Фолиеваякислота отвечает за здоровый вид кожи, предупреждает

малокровие. У ослабленных детей улучшает аппетит.

Проблемы с пищеваре­нием. Задержка роста. Анемия. Рвота, расстройство сна. Общее недомогание. Зеленые листовые овощи, ды­ня, авокадо, абрикос, тыква, печень, желток, кукуруза.
В12

Участвует в создании красных кровяных телец, активизирует работу мозга, память, влияет на рост, повышает аппетит.

Анемия и невралгические нарушениянарушения, напри­мер, чрезмерная возбу­димость.

Высыпания на коже. Много в печени рыб, других море­продуктах. Достаточно в яйцах, сыре, мясе, особенно в сердце, почках.
С

Важен для хорошего состояния соединительнойткани,ускоряетзаживление ран, помогает правильному развитию зубов, усиливает иммунитет, ослабляет аллергические реакции.

Кровоточивость десен. Ослабление защитных функций организма. Диарея, нарушение функции почек. Ягоды и фрукты (шиповник, смородина, крыжовник, мали­на, лимон, клубника), овощи (капуста, картофель), зелень (петрушка, шпинат).
D

Играет важную роль в процессе формирования костной системы, регулирует баланс фосфора и

кальция в организме.

Может быть рахит и не исключено появление кариеса. Головная боль, снижение массы тела. Сардины, лосось. Активный витамин образуется в коже под воздействием солнца.
E

Нужен для правильного функциони­рованиянервной,кровеноснойи мышечной систем. Предупреждает новообразования, ускоряет зажив­ление ран, Обладает противовоспа­лительным действием.

Возрастает вероятность малокровия, ухудшает­ся состояние кожи, по­нижается иммунитет.

Метеоризм, диарея, повышенное артериальное давление. Растительные масла, ростки пше­ницы, орехи, кукуруза, хлебные изделия из муки грубого помола, яйца. Овощи и зелень (салат, горошек, фасоль, петруш­ка, шпинат).
K Обеспечивает нормальную свертыва­емость крови.

Снижение свертываемо­сти крови.

Проблемы с пищеварением. Шпинат, цветная капуста, помидо­ры, печень, йогурт, желток, рыбий жир.
H Необходим для здоровья кожи

Дерматит, нарушение функций нервной системы.

Нельзя передозировать. Печень, почки, сердце, молоко, желток. Содержится также в грибах, цельной пшеничной муке.
PP

Имеет большое значение для правильного обмена веществ.

Помогает поддерживать хорошее состояние кожи.

Проблемы с пищеваре­нием,атакжеотсутст­вие аппетита, общая

слабость.

Кожный зуд, сердечная аритмия. Чернослив, курага, инжир и фи­ники, Богаты черноплодная ря­бина, земляника, малина, ши­повник.

познавательное развитие детей страшего дошкольного возраста

Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе. Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.

В таких нормативных документах, как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о познавательном развитии детей.

В статье рассмотрено познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательное развитие, старший дошкольный возраст.

Проблема формирования познавательного развития в дошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса воспитанников, педагоги делятся опытом использования определенных средств, для развития познавательного интереса воспитанников. Также с целью организации познавательного развития ребенка педагоги предлагают различные виды детской деятельности. В целом можно отметить, что данная проблематика является актуальной для педагогов дошкольного образования.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической деятельности занимались такие ученые, как: Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и другие. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавали Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, Г.И. Щукина.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [1].

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Также о познавательном развитии говорится и в концепции дошкольного воспитания: «к концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий…» [5].

Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним связанны.

Познавательное развитие связано с широким понятием «познание».

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [8]. Познание – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний [3].

В отечественной педагогике особую роль познавательного развития детей признавал и чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский. В своей книге «Материнская школа» в основу он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности.

Изучив необходимую литературу по данной проблеме, мы придерживаемся точки зрения Т.И. Гризик. Татьяна Ивановна считает, что познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы:

- познавательными процессами;

- информацией;

- отношением к миру [13].

Образовательная область «Познавательное развитие»: (выписка из примерной образовательной программы Детство)

Развитие любознательности и познавательной мотивации:

- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

На основании проведенного нами анализа программ, мы видим, что проблема познавательного развития детей не остается незамеченной. Авторы программ с целью организации познавательного развития ребенка предлагают различные виды деятельности, например, такие как детское экспериментирование, создание проблемного обучения и т.д.

Для более подробного изучения проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста мы провели анализ статей из журналов.

Особый вклад в разработку проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста вносят педагоги-практики.

Познавательное развитие детей с возрастом претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным мышлением, появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, познавательное развитие - процесс развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через специально созданные условия.

                                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп [Текст] / В.В. Абашина. Сургут: РИО СурГПИ, 2015. - 137 с.
  3. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М. : Изд- во УРАО, 2010. - 576 с.
  4. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина. М.: Просвещение, 2012. – 286 с.
  5. Дошкольное образование и его развитие в современных условиях // Образовательные программы педагогических дисциплин [Текст] / РА. Еремина, Л.В. Карпушкина [и др.]; под ред. РА. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. – 345 с.
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440