Консультация воспитателей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 г.Белгорода

Тел.: +7(4722)551-947 (заведующий)  
Тел.: +7(4722)551-947 (вахта)

308019, город Белгород, ул. Горького, 36.  На карте

Воспитатель старшей группы 

Шульженко Н.В.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

  Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами– задача, как воспитателя, так и родителей. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, освоить «золотое правило»: «Руки мой перед едой, грязные руки грозят нам бедой».  

Культура еды, её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
         Родители, не допускайте пренебрежительного отношения к правилам поведения за столом, когда ребенок находится дома!
Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешают крошить хлеб и плеваться тем, что ему не нравится, а в детском саду такое не допустимо!
 ЕСЛИ ЧТО-ТО ЗАПРЕЩАЕТЕ, ТО ЗАПРЕЩАЕТЕ ЭТО ВСЕГДА И ВЕЗДЕ!ЕСЛИ РАЗРЕШАЕТЕ, ЗНАЧИТ ВСЕГДА И ВСЮДУ!

Что же это за правила?Коротко напомним о них.

1.За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью можешь запачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом.

2. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.

3.Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле: нельзя разваливаться или раскачиваться на стуле, сидеть надо как можно прямее.

4.Не кладите на стол локти. Во время вашей еды локти должны быть как можно больше прижаты к телу, чтобы не мешать соседям.

5. НЕ принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не кончили есть другие.

6. Дети должны получить разрешение старших на то, чтобы выйти из-за стола.

7. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке.

8.НЕ полагается есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.

9.Говоря о сервировке, напомним: вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Мясо или птицу едят, держа вилку в левой руке, а нож - в правой. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.

10.Мясо отрезают по кусочку: съедите один – отрежьте следующий. Небольшими кусочками отрезают также и мякоть вареной или жареной курицы. Кусочки берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно взять косточку рукой.

11.Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.

12. Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывать их надо осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывать с нее косточки в тарелку, на которой была подана чашка для компота.

13.Нельзя тянуться за нужным вам предметом через весь стол, попросите, чтобы вам его передали.

14.Размешав сахар в стакане, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  • правильно сидеть во время еды;
  • аккуратно есть;
  • тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • уметь правильно накрыть на стол.

Как научить?

  • прямое обучение;
  • показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  • Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
  • Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки).
  • Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
  • Способы педагогического воздействия на детей:
  • Приучение (по образцу поведения).
  • Упражнение (повтор определенных действий).
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).
  • Поощрение (похвала).
  • Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка).
  • Пример для подражания (наглядный пример).
  • Примеры из литературы (поступки героев).
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

Ребенка нужно сразу учить держать столовые приборы правильно! Ложку, например, нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним. Переучивать будет сложно!

         Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя, обжечься горячим блюдом, выпачкать не только себя, но и соседа и т.п. Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка.

 Расскажу я вам,  друзья,
Как вести себя нельзя!
За столом всегда едят
Без игрушек, не шалят!

Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно,
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй!

Хлеб и крошки не бросай
И друг друга не толкай!

Супчик кушай аккуратно,
Не выплёвывай обратно!

Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!

Ложкой, вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
С ровною спиной сидим,
Аккуратно всё едим!

Скатерть, вещи не марай!
Рот салфеткой вытирай!

Большие куски в рот не следует брать -
Их надо на части всегда разделять!
Старайся посуду свою не разбить,
А то, что в стакане – на стол не пролить!

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

Не говори ты с полным ртом,
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
«СПАСИБО» обязательно!



Навыки поведения за столом приобретаются с раннего детства. Ребенок уже с пяти – шести лет должен уметь правильно пользоваться вилкой, а с семи лет - и ножом, должен знать, как и что этим ножом можно резать, как есть, о чем ему можно и о чем нельзя говорить за столом.

Что же это за правила?Коротко напомним о них.

1.За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью можешь запачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом.

2. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.

3.Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле: нельзя разваливаться или раскачиваться на стуле, сидеть надо как можно прямее.

4.Не кладите на стол локти. Во время вашей еды локти должны быть как можно больше прижаты к телу, чтобы не мешать соседям.

5. НЕ принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не кончили есть другие.

6. Дети должны получить разрешение старших на то, чтобы выйти из-за стола.

7. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке.

8.НЕ полагается есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.

9.Говоря о сервировке, напомним: вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Мясо или птицу едят, держа вилку в левой руке, а нож - в правой. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.

10.Мясо отрезают по кусочку: съедите один – отрежьте следующий. Небольшими кусочками отрезают также и мякоть вареной или жареной курицы. Кусочки берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно взять косточку рукой.

11.Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.

12. Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывать их надо осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывать с нее косточки в тарелку, на которой была подана чашка для компота.

13.Нельзя тянуться за нужным вам предметом через весь стол, попросите, чтобы вам его передали.

14.Размешав сахар в стакане, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  • правильно сидеть во время еды;
  • аккуратно есть;
  • тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • уметь правильно накрыть на стол.

Как научить?

  • прямое обучение;
  • показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  • Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
  • Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки).
  • Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
  • Способы педагогического воздействия на детей:
  • Приучение (по образцу поведения).
  • Упражнение (повтор определенных действий).
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).
  • Поощрение (похвала).
  • Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка).
  • Пример для подражания (наглядный пример).
  • Примеры из литературы (поступки героев).
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

          Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам!
Овладеть культурой еды – нелегко для дошкольников, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

                                                                         

                                                                          Воспитатель старшей группы 

Андреева М.П

Консультация для  родителей:

«Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи»

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка, при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещения реальных предметов и действий предметами – заместителями и условными действиями, распределение атрибутов, материалов, ролей, налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета, контроль и пр., - ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения, функциональные типы высказываний ( комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию). В быт, труд, конструирование – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия.

Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место  исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельное предложение, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед такими играми дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Их формирование – побочный продукт игры.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

           Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

В процессе дидактических игр с грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласование прилагательных и местоимений с существительными ( особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел, и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактические игры призваны, прежде всего, стимулировать эту детскую самостоятельность. Важнейшие условия здесь – теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой. При этом неуместны надуманные репродуктивные ответы. (Например, скажет Оля: «Не стало ручек», а Васю с колей просят повторить: «Не стало ручек». Как часто  мы видим подобные приемы в детском саду!) Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических инноваций является прием, когда взрослый в диалог, фактически подтверждая детское высказывание, распространяет его, включая нормативную форму (ребенок: Праздничать будем. Взрослый: А что мы будем праздновать? День рождения?)

Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Такие игры были разработаны замечательными педагогами – О.И. Соловьевой, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, В.В.Гербовой – для того, чтобы помочь детям в детском саду освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименования детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Таким образом, игры с грамматическим содержанием можно разделить на две группы:

  • Развивающие морфологическую сторону речи;
  • Знакомящие со способами словообразования.

Однако следует подчеркнуть, что ребенку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать  у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.

Консультацию подготовили

воспитатели средней группы

Шульженко Н.В.

Андреева М.П.

 

В данной статье вы узнаете в каких продуктах содержатся витамины для детей и степень их влияние на здоровье ребенка. Помните - витамины ребенку очень важны для его развития!

Лучший источник уже "готовых"витаминов(таких как А, витамины группы В, С, Е и других), а также провитаминов (например, каротина, который в организме превращается ввитамин А) -это натуральные пищевые продукты. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок ежедневно получал только самую полезную еду.

Продуманный рацион

Хорошо, если вы всегда очень серьезно относитесь к составлению меню для ребенка и всех членов вашей семьи. Если вы в любое время года не представляете себе обед без салата из овощей, борщ без свежей зелени, а белому батону предпочитаете ржаной или цельнозерновои хлеб, то не сомневайтесь: вы питаетесь правильно. Только надо помнить, что рацион должен быть сбалансированным. Очень полезную телячью печень можно употреблять не более одного раза в неделю. Шпинат диетологи тоже не советуют готовить каждый день. И таких примеров множество.

У вашего малыша все в порядке с гемоглобином? И проблемы с пищеварением нам не знакомы? Отлично! Тогда просто поддерживайте здоровье ребенка с помощью полезных продуктов.

СЫР.Кисломолочные продукты нужно употреблять каждый день. Кефир, йогурт, творог, сыр способствуют укреплению иммунитета, обогащают организм витаминами А, В2 и микроэлементами. А еще это хорошая профилактика дисбактериоза.

МЯСО.Ни из одного продукта питания малыш не получит такого количества животного белка, нужного набора аминокислот и железа, как из мяса. Запомните: ребенок не должен быть вегетарианцем! ! Регулярно давайте малышу нежирное диетическое мясо: кролика, индейку, телятину или говядину.

ЯЙЦА.В зимнее время года ребенку необходимо восполнять недостаток витамина D, ведь солнце выглядывает пока еще редко. Найдите продукты, богатые этим витамином. В желтке куриного яйца содержится то, что нужно крохе. Если у него нет аллергии на яйца, давайте по одному желтку в день, если ему уже исполнился год.

МАСЛО.Достаточно всего 3-5 г сливочного и растительного масла в день, чтобы обеспечить организм малыша витаминами A, D, Е, моно- и поли ненасыщенными жирными кислотами. Они помогают его росту и развитию, защищают от микробов и инфекционных заболеваний. Малышу нужно давать сливочное (с содержанием жиров не менее 72,5 %) и растительное (оливковое, кукурузное, подсолнечное, соевое) масло. Добавляйте их в каши, салаты, первые блюда.

СВЕКЛА.Круглый год этот овощ не утрачивает своих полезных свойств. Свекла содержит витамины (С, Вр В2, РР), микроэлементы (железо, калий), пектины. ! Давайте крохе свеклу в сыром, в вареном и печеном виде. Она полезна для работы сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

КАПУСТА.Существует много разновидностей капусты: белокочанная, красная, цветная, брюссельская, пекинская, брокколи. И каждая из них хороша по-своему. В ее составе много углеводов, минеральных солей, витаминов и клетчатки. ! Старайтесь давать ребенку капусту в сыром виде - так от нее больше пользы.

ОРЕХИ.В этом лакомстве содержится много незаменимых полиненасыщенных жирных и аминокислот. ! Минеральные соли плюс витамины (А, Е, С и группы В) - поистине звездный состав! Такие компоненты очень важны для развития крохи. Однако помните, что давать орехи можно детям не ранее 3-летнего возраста, а детям-аллергикам и вовсе не стоит.

МАНДАРИНЫ.Цитрусовые - ценный источник каротина, витамина С, органических кислот. Все они улучшают пищеварение, обладают бактерицидным и противовоспалительным действием. А кроме того, они сладкие и вкусные.

КИВИ.Считается, что в состав этих фруктов входит очень большое количество витамина С (один плод содержит суточную норму). ! Маленьким детям нежелательно давать плод вместе с косточками. Аккуратно убирайте их.

КАЛИНА.Целебная ягода восполняет потребность детского организма в натуральных сахарах, провитамине А и микроэлементах.

ХУРМА.Фрукт с терпким вкусом славится сочетанием витаминов А, С и микроэлементов: йода, железа, марганца и калия. К тому же плод эффективен при кашле и простуде. Хурма полезна для полноценной работы щитовидной железы.

Витамины Действие Симптомы нехватки Симптомы избытка Источники
А

Влияет нацвето- и световосприятие,

скорость роста и правильное развитие костной системы. Ускоряет регенерацию слизистой, повышает сопротивляемость к болезням дыхательных путей.

Куриная слепота. Сухость конъюнктивы и кожи. Замедленный рост. Отсутствие аппети­та, рвота, головная боль, желтоватая окраска кожи. Светобоязнь. В видеретинола: рыбий жир, печень масло, жирные сыры, яйца " провитаминов, в основномбета-каротина: фрукты и овощи желтого и красного цвета,
В1

Играет основную роль в углеводном обмене. Улучшает умственную деятельность. Отвечает за зрение.

Недостаток на протяже­нии длительного време­ни вызывает атрофию мышц.

Нельзя передозировать. Дрожжи, орехи и бобовые. Больше всего - в зерновых (темный хлеб, каши и продукты с отрубями).
В2

Принимает участие в обмене веществ. Влияет на процесс роста. Помогает поддерживать в здоровом состоянии кожу, волосы и ногти. Очень важен для зрения.

Задержка роста, сухость губ, образованиезаед, закисание глаз, Возмож­но и ухудшение зрения Нельзя передозировать. Молоко, твердые сыры, зерновые продукты, ли­стовые овощи, мясо, печень, рыба, яйца и дрожжи.
В6

Необходим для выработки антител и красных кровяных телец. Обеспе­чивает правильное функционирова­ние нервной системы, предупрежда­ет малокровие. Значительно повы­шает иммунитет.

Частые раздражения на коже и воспаление ро­товой полости, наруше­ние нервной системы, Малокровие. Онемение рук и ног. Яйца, картофель, стручковые овощи, проросшая пшеница и отруби. Довольно много в арбузе, банане, ин­жире, изюме.
В9

Фолиеваякислота отвечает за здоровый вид кожи, предупреждает

малокровие. У ослабленных детей улучшает аппетит.

Проблемы с пищеваре­нием. Задержка роста. Анемия. Рвота, расстройство сна. Общее недомогание. Зеленые листовые овощи, ды­ня, авокадо, абрикос, тыква, печень, желток, кукуруза.
В12

Участвует в создании красных кровяных телец, активизирует работу мозга, память, влияет на рост, повышает аппетит.

Анемия и невралгические нарушениянарушения, напри­мер, чрезмерная возбу­димость.

Высыпания на коже. Много в печени рыб, других море­продуктах. Достаточно в яйцах, сыре, мясе, особенно в сердце, почках.
С

Важен для хорошего состояния соединительнойткани,ускоряетзаживление ран, помогает правильному развитию зубов, усиливает иммунитет, ослабляет аллергические реакции.

Кровоточивость десен. Ослабление защитных функций организма. Диарея, нарушение функции почек. Ягоды и фрукты (шиповник, смородина, крыжовник, мали­на, лимон, клубника), овощи (капуста, картофель), зелень (петрушка, шпинат).
D

Играет важную роль в процессе формирования костной системы, регулирует баланс фосфора и

кальция в организме.

Может быть рахит и не исключено появление кариеса. Головная боль, снижение массы тела. Сардины, лосось. Активный витамин образуется в коже под воздействием солнца.
E

Нужен для правильного функциони­рованиянервной,кровеноснойи мышечной систем. Предупреждает новообразования, ускоряет зажив­ление ран, Обладает противовоспа­лительным действием.

Возрастает вероятность малокровия, ухудшает­ся состояние кожи, по­нижается иммунитет.

Метеоризм, диарея, повышенное артериальное давление. Растительные масла, ростки пше­ницы, орехи, кукуруза, хлебные изделия из муки грубого помола, яйца. Овощи и зелень (салат, горошек, фасоль, петруш­ка, шпинат).
K Обеспечивает нормальную свертыва­емость крови.

Снижение свертываемо­сти крови.

Проблемы с пищеварением. Шпинат, цветная капуста, помидо­ры, печень, йогурт, желток, рыбий жир.
H Необходим для здоровья кожи

Дерматит, нарушение функций нервной системы.

Нельзя передозировать. Печень, почки, сердце, молоко, желток. Содержится также в грибах, цельной пшеничной муке.
PP

Имеет большое значение для правильного обмена веществ.

Помогает поддерживать хорошее состояние кожи.

Проблемы с пищеваре­нием,атакжеотсутст­вие аппетита, общая

слабость.

Кожный зуд, сердечная аритмия. Чернослив, курага, инжир и фи­ники, Богаты черноплодная ря­бина, земляника, малина, ши­повник.

познавательное развитие детей страшего дошкольного возраста

Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе. Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.

В таких нормативных документах, как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о познавательном развитии детей.

В статье рассмотрено познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательное развитие, старший дошкольный возраст.

Проблема формирования познавательного развития в дошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса воспитанников, педагоги делятся опытом использования определенных средств, для развития познавательного интереса воспитанников. Также с целью организации познавательного развития ребенка педагоги предлагают различные виды детской деятельности. В целом можно отметить, что данная проблематика является актуальной для педагогов дошкольного образования.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической деятельности занимались такие ученые, как: Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и другие. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавали Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, Г.И. Щукина.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [1].

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Также о познавательном развитии говорится и в концепции дошкольного воспитания: «к концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий…» [5].

Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним связанны.

Познавательное развитие связано с широким понятием «познание».

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [8]. Познание – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний [3].

В отечественной педагогике особую роль познавательного развития детей признавал и чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский. В своей книге «Материнская школа» в основу он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности.

Изучив необходимую литературу по данной проблеме, мы придерживаемся точки зрения Т.И. Гризик. Татьяна Ивановна считает, что познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы:

- познавательными процессами;

- информацией;

- отношением к миру [13].

Образовательная область «Познавательное развитие»: (выписка из примерной образовательной программы Детство)

Развитие любознательности и познавательной мотивации:

- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

На основании проведенного нами анализа программ, мы видим, что проблема познавательного развития детей не остается незамеченной. Авторы программ с целью организации познавательного развития ребенка предлагают различные виды деятельности, например, такие как детское экспериментирование, создание проблемного обучения и т.д.

Для более подробного изучения проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста мы провели анализ статей из журналов.

Особый вклад в разработку проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста вносят педагоги-практики.

Познавательное развитие детей с возрастом претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным мышлением, появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, познавательное развитие - процесс развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через специально созданные условия.

                                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп [Текст] / В.В. Абашина. Сургут: РИО СурГПИ, 2015. - 137 с.
  3. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М. : Изд- во УРАО, 2010. - 576 с.
  4. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина. М.: Просвещение, 2012. – 286 с.
  5. Дошкольное образование и его развитие в современных условиях // Образовательные программы педагогических дисциплин [Текст] / РА. Еремина, Л.В. Карпушкина [и др.]; под ред. РА. Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. – 345 с.
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440