Безопасная дорога

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 г.Белгорода

Тел.: +7(4722)551-947 (заведующий)  
Тел.: +7(4722)551-947 (вахта)

308019, город Белгород, ул. Горького, 36.  На карте

Знакомство ребенка с дорожно-транспортной средой

Воспитатель Шипарева Т.И.

Проблемы безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением. Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте — наглядное проявление возрастных особенностей дошкольников.

Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку-дошкольнику требуется больше энергии и времени на решение любой дорожно-транспортной ситуации, чем даже школьнику младших классов.

Наблюдая, как неуверенно чувствуют себя на пешеходном переходе дошкольники, пришли к выводу, что проблема обеспечения безопасности участников дорожного движения не только не потеряла свою актуальность, а стала еще более актуальной, требующей заблаговременной и правильной подготовки самых маленьких пешеходов. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Воспитатель — первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге. Знакомство ребенка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для этого ему важен личный опыт, испытание на себе той среды, как он испытывал огонь свечи или горячую пищу. Однако последствия ДТП нельзя испытать на себе лично. Поэтому личный опыт заменяется опытом, накопленным обществом. Работа в детском саду по обучению детей правилам поведения на дороге начали с того, что провели ряд консультаций и деловых игр для педагогов. Создали творческую группу, в состав которой вошли опытные педагоги.

В обучении правилам дорожного движения очень большое значение имеет привитие детям практических навыков поведения на дороге, и здесь одной из важнейших форм обучения является игра. Игра учит ориентироваться в сложных дорожных ситуациях, развивает волю, терпение, быстроту реакции. Игра повышает эффективность обучения.

Работу вели параллельно в 2 направлениях: разработали перспективное планирование, конспекты игр и занятий, и создали развивающую среду. Чтобы привести в систему работу детского сада по данному вопросу, был составлен перспективный план, в котором нашли отражения мероприятия по работе с педагогами, детьми, родителями.

Чтобы воспитывать у людей навыки безопасного поведения на дороге создали благоприятные условия:

  • подобрали и изготовили игровой материалы и оборудование;
  • разработали последовательность включения этого материала в содержание работы с детьми;
  • создали условия для самостоятельной деятельности: изготовили игры по дорожному движению, оборудовали уголок дорожного движения, оформили макет «Моя улица», создали игротеку, в одной из групп оформили мини-музей транспорта.

К изготовлению макетов улиц привлекали детей и родителей. Макеты отражают различные реальные предметы окружающей обстановки. В уголке дорожного движения поместили различные атрибуты. Дорожные знаки, жезлы регулировщика, фуражку поставного, светофоры, АЗС, пешеходный переход и другие. Подбор атрибутов в уголки осуществлялся по возрастному принципу.

В павильоне одной из групп оборудовали уголок «Мы — водители и пешеходы». Создание такой обстановки средствами образности, наглядности, доступности обеспечивала детям особый комплекс ощущений. Работая углубленно над темой, открыли для себя приемы, с помощью которых можно эффективно развивать навыки поведения на дороге: подвижные игры, словесные игры, дидактические игры, игровые упражнения.

Очередность введения материала определяется принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм и правил поведения на дороге. Кроме указанных принципов в основу нашей работы легли следующие общие дидактические принципы: научности, наглядности, системности, связи с жизнью и практикой, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип развития отражает взаимосвязь всех сторон личностного развития ребенка. Этот принцип определяет исходную позицию педагога по отношению к ребенку. Опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель дошкольного образования — создание условий и подготовка к внутреннему саморазвитию.

Принцип взаимодействия подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. Имеется ввиду взаимодействия: родителей — ребенок, ребенок — педагог — родители.

Принцип доверительного сотрудничества рассматривается как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность ребенка. В результате доверительного сотрудничества ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность , переживает радость, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.

Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса. Диалогическое общение педагог — ребенок благоприятствует взаимному личностному развитию. Принцип сотрудничества с семьей оказывает решающее влияние на развитие личности дошкольника, несмотря на то, что ребенок проводит времени, чем в семье.

Принцип организации развивающей среды имеет большое воспитательное значение, так как дети очень восприимчивы к окружающей среде.

Принцип единого психологического пространства организуется с помощью тематического планирования (все формы работы объединены одной темой).

Принцип «Подумай сам» противоположен принципу «Повтори, как я».

Принцип помогающего общения предполагает уважение к личности ребенка, доверие к нему, принятие его личностных интересов и целей, создание благоприятных условий для развития его способностей.

Стараемся включать материал по формированию знаний о правилах дорожного движения в педагогический процесс ежедневно: в виде пятиминуток в совместной деятельности с детьми, на занятиях, на прогулке и в играх. Чтобы научить детей разбираться в дорожных знаках, разбираться в ППД, проводим дидактические игры: «Дорожные знаки», «Угадай какой знак», «Собери знак», «Пешеходы и транспорт», «Наша улица», «Теремок».

Моделировали различные дорожные ситуации: «Пройди правильно», «Проведи машину согласно дорожным знакам» и другие. Обратились в ГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие сигналы он подает. Дети получают четкое представление о том, что правила предписанные пешеходам, пассажирам, водителям направлены на сохранения жизни и здоровья, стараются выполнять их в процессе сюжетно-ролевых игр.

Для формирования у детей знаний об азбуке уличного движения и осознанного поведения на дороге, проводились занятия, досуги, викторины, развлечения, блиц турниры. Успешному закреплению знаний о безопасном поведении на дороге способствует совместная работа с социальными институтами: ГИБДД, Белгородским государственным театром кукол. Сотрудники ГИБДД не только проводят занятия с детьми старших групп, но и выступают на общих и групповых родительских собраниях, подчеркивая необходимость обучения детей ПДД личным примером, а также ответственность родителей за сохранность здоровья детей. Мы стараемся сделать родителей своим союзниками в обучении детей правилам дорожного движения.

В родительских уголках ведется рубрика «Зеленый огонек». Проводится консультация и практикумы по дорожному движению. В папку-передвижку помещаются практические материалы, стихи, консультации, советы, рекомендации. Одно из форм работы с семьей является распространение листовок по воспитанию у детей ПДД. С помощью родителей приобретены многие атрибуты для проведения игр и занятий по обучению ПДД.

Совместная работа способствует успешному освоению правил поведения на улицах и дорогах, повышению уровня знаний детей: дети научились правильно переходить дорогу, знают знаки, умеют вести себя в общественном транспорте. Диагностика детей показала следующие результаты: высокий уровень — 45%, средний уровень — 51%, низкий уровень —4%.

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440