Консультация воспитателей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 г.Белгорода

Тел.: +7(4722)551-947 (заведующий)  
Тел.: +7(4722)551-947 (вахта)

308019, город Белгород, ул. Горького, 36.  На карте

Консультацию подготовила Воспитатель старшей группы

Ушакова Ольга Александровна

«Создадим вместе экологический листок»

Каждый мини проект, каждая экологическая акция, прошедшая за истекший год – это маленький шажок на долгом пути к формированию экологической культуры, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Цель всей нашей работы заключается в том, чтобы начать формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений, как детей, так и вас, уважаемые родители. Основной задачей нашей совместной работы стала задача формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса посредством изобразительной деятельности.

На протяжении долгого времени мы все вместе с вами и детьми собирали различные материалы на тему экологии, которые можно рассмотреть на оформленных стендах.

Давайте вспомним, какие материалы, сообщения, фотографии были вами собраны, какие темы легли в основу ваших сообщений (о природе, о питании, о растениях, о животных, об искусстве, о совместных с родителями походах и прогулках).

Есть такое понятие – Экология. Экология – это наука, которая появилась ещё в 19 веке и должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания пригодной для существования, для жизни. Основными направлениями этой науки являются:

1. Изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом, то есть ВСЁ связано со ВСЕМ.

2. Рассматривает взаимоотношения людей и природы.

3. Изучает и разрабатывает способы охраны природы.

Давайте подумаем, чем мы с вами можем помочь природе?

В переводе с греческого «ЭКОЛОГИЯ» — это наука о доме. Вот поэтому и собранные вами материалы посвящены дому, отношению взрослых и детей, их деятельности.

Сегодня мы с вами будем создавать экологический листок, который называется «Экомир моей семьи». Это название включает в себя следующие понятия: природа в вашем доме (какое место занимает природа в вашем доме?); экологическая тропа семьи (экологическое краеведение); экология души (как отзывается на контакты с природой? что значит экологически чистый продукт?; что вредно, что полезно? природа в духовной жизни общества, общение с природой; каждая тропинка – экологическая; можем ли мы помочь природе?);  экология начинается с улыбки (есть ли в семье свои традиции? знаете ли вы свои корни?).

Родители включаются в «редакторские» группы, каждая из которых будет работать над своей страничкой. Каждая страничка получает своё название (например: «Стёжки – дорожки», «Уши, лапы и хвосты», «Полезные советы»).

Участники каждой из групп отбирают нужные материалы и вместе с детьми приступают к вёрстке листовки.

После этого ответственные редакторы рассказывают, какие фотографии и заметки они разместили и почему. После того, как все странички будут представлены, верстается весь экологический листок.

Уважаемые родители! Я думаю, мы вместе с вами справимся с общей задачей. И в заключении хочется сказать:

Экология начинается с улыбки, и я желаю

Встречаясь с людьми – улыбайтесь!

Выезжая на природу – улыбайтесь!

Встречая красоту – улыбайтесь!

Играя со своими четвероногими друзьями – улыбайтесь!

И идите по жизни с улыбкой!

 

Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

   Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за того, что дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

   В исследованиях Т.С. Комаровой [1], Т.Г. Казаковой, в которых подчеркивается важность того, что уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Всё нарастающие в окружающем мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у детей дошкольного возраста. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь богатства, необходимо прививать ему это чувство с раннего возраста. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире.

В повседневной жизни и художественной литературе дети часто встречаются с животными, образы которых пытаются изобразить в своих рисунках, но не всегда успешно, поскольку представления у детей не очень устойчивы. Чтобы помочь детям преодолеть эти затруднения необходимо дать им определённые знания и научить способам изображения.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов изобразительной деятельности наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Художественные средства помогают направить внимание ребенка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Художественные произведения – это неистощимый источник описания природы. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, народные игры, отражающие различные природные явления. Детям интересны сказки песни о животных.

Различные виды художественной деятельности:художественная литератураи театр (как раз театр и позволяет «войти в жизнь другого существа изнутри»), музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников от восприятия природных объектов, глубоко воздействуют на чувства детей.

Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия природных объектов.

     Произведения искусства служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому изобразительная деятельность является важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Изобразительная деятельностьспособствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Познание в искусстве всегда субъективно-личностное, это как раз и позволяет в процессе художественной деятельности формировать субъект-субъектное восприятие детей природных объектов, что и является одной из главных задач экологического воспитания.

   Б.Т. Лихачев отмечал, что в основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности - отношение - поведение - ответственность», и добавим - формируется экологическая воспитанность личности [2].

Таким образом, художественно-образное познание природы, с использованием произведений различных видов искусства, через развитие эмоционально-чувственного отклика на эстетические проявления действительности и ее творческое постижение углубляет нравственно-экологические чувства, формирует субъектное отношение к природе, экологические знания и мышление, реализуется в творческой и природоохранной деятельности. При этом акцентируется формирование эмоциональной основы ценностной ориентации через эстетическое переживание образов окружающего мира.

Список литературы:

  1. 1.Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2005.
  2. 2.Лихачев, Б.Т. Философия воспитания : спец. курс / Б.Т. Лихачев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 335 с.

 

Ушакова Ольга Александровна

воспитатель

МБДОУ Д/С комбинированного вида № 39, г. Белгород

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef77 #020614063440